ПЗвИС

 

Искусственный интеллект - это научная дисциплина, возникшая в 50-х годах 20 века на стыке наук:
+{00} кибернетики
+{00} лингвистики
+{00} психологии
+{00} программирования

 

Научная дисциплина «Искусственный интеллект» появилась:
+{00} в 50-х годах 20 века

 

… интеллект  - это научная дисциплина, возникшая в 50-х годах на стыке кибернетики, лингвистики, психологии и программирования, и связанная с машинным моделированием человеческих интеллектуальных функций
+{00} искусственный

 

Искусственный интеллект - это научная дисциплина, возникшая в 50-х годах … века (ввести номер века арабскими цифрами)
+{00}20

 

К категории "сложных интеллектуальных" задач, для решения которых нет "автоматических" правил или чёткого алгоритма относятся следующие:
+{00} игра в шахматы
+{00} медицинская диагностика
+{00} составление резюме

К категории "сложных интеллектуальных" задач, для решения которых нет "автоматических" правил или чёткого алгоритма относятся следующие:
+{00} медицинская диагностика
+{00} составление резюме
+{00} перевод текста на иностранный язык

 

Характерные особенности задач искусственного интеллекта:
+{00} преобладающее использование информации в символьной форме
+{00} наличие выбора между многими вариантами в условиях неопределённости

 

Характерные особенности задач искусственного интеллекта:
+{00} преобладающее использование информации в символьной форме
+{00} наличие выбора между многими вариантами в условиях неопределённости

 

Основные разделы искусственного интеллекта как науки:
+{00} нейрокибернетика
+{00} кибернетика "чёрного ящика"

 

Основные разделы искусственного интеллекта как науки:
+{00} кибернетика "чёрного ящика"
+{00} нейрокибернетика

 

Основные разделы искусственного интеллекта как науки:
+{00} нейрокибернетика
+{00} кибернетика "чёрного ящика"

 

Нейрокибернетика -  это … направление искусственного интеллекта
+{00} бионическ*

 

Кибернетика "чёрного ящика" -  это … направление искусственного интеллекта
+{00} прагматическ*

 

Основная идея направления искусственного интеллекта под названием … : «Единственный объект, способный мыслить, - это человеческий мозг, и любое "мыслящее" устройство должно каким-то образом воспроизводить его структуру»
+{00} нейрокибернетика

 

Основная идея направления искусственного интеллекта под названием кибернетика "… ящика": «Не имеет значения, как устроено "мыслящее " устройство. Главное, чтобы на заданные входные воздействия оно реагировало так же, как человеческий мозг»
+{00} чёрного

 

Основная идея направления искусственного интеллекта под названием кибернетика "черного … ": «Не имеет значения, как устроено "мыслящее " устройство. Главное, чтобы на заданные входные воздействия оно реагировало так же, как человеческий мозг»
+{00} ящика

 

Направления, по которым осуществляется разработка систем искусственного интеллекта, следующие:
+{00} восприятие и распознавание образов
+{00} понимание естественного языка
+{00} выявление и представление знаний экспертов в экспертных системах

 

Направления, по которым осуществляется разработка систем искусственного интеллекта, следующие:
+{00} автоматическое доказательство теорем
+{00} понимание естественного языка
+{00} выявление и представление знаний экспертов в экспертных системах

 

Трудности, связанные с пониманием естественного языка интеллектуальными системами, могут быть следующие:
+{00} грамматическая некорректность
+{00} зависимость от контекста
+{00} нечёткость формулировок

 

Трудности, связанные с пониманием естественного языка интеллектуальными системами, могут быть следующие:
+{00} неоднозначность понимания
+{00} грамматическая некорректность
+{00} зависимость от контекста

 

Трудности, связанные с пониманием естественного языка интеллектуальными системами, могут быть следующие:
+{00} зависимость от контекста
+{00} нечёткость формулировок

… – это информация фактического характера, описывающая объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства
+{00} данные

… информация – это информация, овеществленная в программах, которые выполняются в процессе решения задач
+{00} процедурная

… информация – это информация, овеществленная в данных, с которыми эти программы работают
+{00} декларативная

…– это данные, проинтерпретированные с использованием тезауруса, т.е. осмысленные данные, рассматриваемые в единстве синтаксического и семантического аспектов
+{00} информация

Система искусственного интеллекта = … + Стратегия обработки знаний
+{00} знания

Установить соответствие между понятиями и их определениями
-{00}[01] знания - система информации, обеспечивающая увеличение вероятности достижения какой-либо цели
-{00}[02] информация - данные, проинтерпретированные с использованием тезауруса, т.е. осмысленные данные, рассматриваемые в единстве синтаксического и семантического аспектов
-{00}[03] данные - информация фактического характера, описывающая объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства

Виды информации, с которой имеют дело ЭВМ:
+{00} процедурная
+{00} декларативная

Виды информации, с которой имеют дело ЭВМ:
+{00} процедурная
+{00} декларативная

В лингвистике принято разделение языков на естественные (исторически сложившиеся вербальные языки) и  …  (более четко формализованные)
+{00} искусственные

В лингвистике принято разделение языков на … (исторически сложившиеся вербальные языки) и  искусственные (более четко формализованные)
+{00} естественные

Объект, обозначаемый знаком, называется денотат, а его свойство, выражаемое знаком, называется …
+{00} концепт*

Объект, обозначаемый знаком, называется …, а его свойство, выражаемое знаком, называется концепт
+{00} денотат*

Установить соответствие между типами знаков и отражаемой ими действительностью
-{00}[01] естественный знак  - указывает
-{00}[02] образ  - отражает
-{00}[03] буква  - фиксирует

Установить соответствие между типами знаков и отражаемой ими действительностью
-{00}[01] слово  - описывает  
-{00}[02] образ  - отражает
-{00}[03] символ  - кодирует

Характерной чертой человеческого мышления, отличающей его от интеллекта животных, оперирующих только образами, является способность оперировать …
+{00} понятия*

… - формы мышления, в которых отража­ются предметы и явления реального мира в их существен­ных необходимых признаках и отношениях
+{00} поняти*

Информационные системы представляют собой совокупность технических и обеспечивающих средств, технологических процессов и кадров, реализующих следующие основные функции:
+{00} хранение информации
+{00} обработка информации
+{00} передача информации

Информационные системы представляют собой совокупность технических и обеспечивающих средств, технологических процессов и кадров, реализующих следующие основные функции:
+{00} сбор информации
+{00} обработка информации
+{00} передача информации

… - есть потенциальная информация, а информация есть актуальное знание.
+{00} знание

Знание - есть потенциальная информация, а  … есть актуальное знание.
+{00} информация

При проектировании модели представления знаний следует учитывать такие факторы, как
+{00} однородность представления
+{00} простота понимания

Все разнообразие моделей представления знаний можно разбить на два типа:  … и эвристические.
+{00} логическ

При построении … моделей знаний вся информация, необходимая для решения прикладных задач, рассматривается как совокупность фактов и утверждений, которые представляются как формулы в некоторой логике
+{00} логическ*

Логическая модель основана на системе исчисления … первого порядка
+{00} предика­т*

К простым высказываниям в логике предикатов относится предложение:
+{00} «логическая модель»

К простым высказываниям в логике предикатов относится предложение:
+{00} «злая собака»

К сложным высказываниям в логике предикатов относится предложение:
+{00} «злая собака или добрый десантник»
+{00} «злая собака и добрый сурикат»

К сложным высказываниям в логике предикатов относится предложение:
+{00} «логическая модель или сетевая модель»
+{00} «логическая модель и сетевая модель»
+{00} «если модель не логическая, то модель сетевая»

К сложным высказываниям в логике предикатов относится предложение:
+{00} «глокая куздра или синегдоха мокрохвостая»
+{00} «глокая куздра и синегдоха мокрохвостая»
+{00} «если куздра не глокая, то синегдоха не мокрохвостая»

В логике предикатов … - это знак (символ) или комбинация знаков (символов), являющая­ся наименьшим значимым элементом языка
+{00} терм*

В логике предикатов … (или структура) - это последовательность из нескольких констант или переменных, заключенных в круглые скобки, следующие за функциональ­ным символом (функтором)
+{00} функци*

В логике предикатов …  - операторы, которые после воздействия на объ­ект возвращают некоторое значение
+{00} функтор*

В логике предикатов  …  - это логическая функция, которая выражает отношение ме­жду своими аргументами и принимает значение «истина», если это отношение имеется, или «ложь», если оно отсутствует
+{00} предикат*

Установить соответствие между наименованиями понятий и их определениями
-{00}[01] предикат - логическая функция, которая выражает отношение ме­жду своими аргументами и принимает значение «истина», если это отношение имеется, или «ложь», если оно отсутствует
-{00}[02] функтор - оператор, который после воздействия на объ­ект возвращает некоторое значение
-{00}[03] терм - знак (символ) или комбинация знаков (символов), являющая­ся наименьшим значимым элементом языка

Основными синтаксическими единицами логики предикатов являются:
+{00} константы
+{00} переменные
+{00} предикаты
+{00} функции

Основными синтаксическими единицами логики предикатов являются:
+{00} константы
+{00} логические операторы
+{00} предикаты
+{00} кванто­ры

n-местный (или n - арный) предикат – это заключенная в скобки последовательность из n …, перед которой стоит предикатный символ.
+{00} терм*

К атомарным предикатам относится следующий пример:
+{00} является (ризеншнауцер, собака)

К атомарным предикатам относятся следующие примеры:
+{00} пишет (художник, картина)
+{00} пишет (писатель, роман)
+{00} пишет (партизан, воспоминания)

К n-местным предикатам относятся следующие примеры:
+{00} является (партизан, писатель) → пишет (партизан, роман)
+{00} является (партизан, художник) → пишет (партизан, картина)

Установить соответствие между наименованиями понятий и их определениями
-{00}[01] конъюнкция n переменных - функция, которая принимает значение 1, если и только если все переменные равны 1 (и, значит, равна 0, если хотя бы одна из этих переменных равна 0)
-{00}[02] дизъюнкция n переменных  -  функция, которая равна 0, если и только если все переменные равны 0 (и, значит, равна 1 тогда и только тогда, когда хотя бы одна переменная равна 1)
-{00}[03] импликация - выражение, результат которого совпадает с результатом выражения: ¬ А v В

…  обозначается следующим символом: →
+{00} импликация

Установить соответствие между логическими связками и их обозначением
¬ отрицание
v дизъюнкция
^ конъюнкция

Установить соответствие между логическими связками и их обозначением
→ импликация
« эквивалентность
^ конъюнкция

Расположить в порядке убывания приоритета логических связок:
[01] "
[02] ¬
[03] v
[04] →
[05] «

Установить соответствие между понятиями и их обозначением
" квантор общности
$ квантор существования
^ конъюнкция

Найти в правой и левой части равносильные формулы
Ø$ х(ØА)  - " х(А)
$ х (А V В)   -   $ х (А) V $ х(В)    
" х (Ø(А V В) )   -   Ø$ х (А V В)    

Квантор общности обозначает следующее:
+{00} «для всех», «для любого»,  «для каждого».

Квантор общности может обозначать следующее:
+{00} «для всех»
+{00} «для любого»
+{00} «для каждого»

Квантор общности может обозначать следующее:
+{00} «для всех правил есть исключения»
+{00} «для любого правила можно найти исключение»
+{00} «для каждого правила можно найти исключение»

Квантор существования может обозначать следующее:
+{00} «существует по крайней мере одно»
+{00} «найдется хотя бы один X, такой, что ...».

Квантор существования может применяться в следующих утверждениях:
+{00} «существует по крайней мере одна акула, которая не ест людей»
+{00} «найдется хотя бы один X, такой, что ...».

Символами " и $ обозначаются … общности и существования соответственно
+{00} квантор*

Отметить выражения, имеющие идентичный смысл:
+{00} является (Х, собака) → имеет (Х, хвост) v ловит (Х, барсук)
+{00} ("X) [являться (X, собака) → имеет (X, хвост)   v   ловит (X, барсук)]
+{00} Если X является собакой, то X имеет хвост и ловит барсука

… модель представления знаний основана на теории Марвина Минского, которая представляет собой системати­зированную психологическую модель памяти человека и его со­знания
+{00} фреймов*

При представлении знаний с помощью модели, описанной на основании теории Марвина Минского, … называется структура для описания понятия или ситуации, состоящая из характеристик этой ситуации и их значений
+{00} фрейм*

… можно рассматривать как фрагмент семантической сети, предназначенный для описания понятий со всей совокупностью присущих им свойств
+{00} фрейм*

Фрейм имеет имя, служащее для идентификации описывае­мого им понятия, и содержит ряд описаний - …, с помощью которых определяются основные структурные элементы этого понятия
+{00} слот*

Фрейм имеет …, служащее для идентификации описывае­мого им понятия, и содержит ряд описаний – слотов, с помощью которых определяются основные структурные элементы этого понятия
+{00} имя*

В качестве структурных со­ставляющих фреймов могут использоваться данные сложных ти­пов, такие как:
+{00} массивы
+{00} списки
+{00} множества

В слоте с именем «брат» может содержаться список имен, если объект, описываемый данным фреймом, имеет:
+{00} нескольких братьев

Фреймы облада­ют способностью наследовать значения характеристик:
+{00} своих ро­дителей

Пусть <Имя слота> = Марка японского автомобиля, тогда значением слота может быть:
+{00} Toyota Corolla

Установить соответствие между видами процессов и их определениями:
[01] переходный процесс системы - мно­жество преобразований начального состояния и входных  воз­действий в выходные величины, которые изменяются с тече­нием времени по определенным правилам
[02] входной процесс системы - множество входных воздействий, ко­торые изменяются с течением времени
[03] выходной процесс системы - множество воздействий на окружающую среду, которые изменяются с течением времени
[04] интегрированный процесс системы - процесс, в котором объекты подсистемы теряют свой независимый характер

Установить соответствие между  параметрами фреймов и их определениями:
[01] демон - процедура, автоматически за­пускаемая при выполнении некоторого условия
[02] указатель наследования - показывает, какую информа­цию об атрибутах слотов из фрейма верхнего уровня наследуют слоты с аналогичными именами в данном фрейме
[03] указатель типа данных - показывает тип значения слота

В теории фреймов … - это процедура, автоматически за­пускаемая при выполнении некоторого условия
+{00} демон*

Установить соответствие между  параметрами фреймов и их определениями:
[01] имя слота - представляет собой идентификатор, который наделен определенной семантикой
[02] указатель наследования - показывает, какую информа­цию об атрибутах слотов из фрейма верхнего уровня наследуют слоты с аналогичными именами в данном фрейме
[03] указатель типа данных - показывает тип значения слота

Установить соответствие между  названиями указателей наследования в о фреймах  и их определениями:
[01] U (Unique) - значение слота не наследуется
[02] S (Same) - значение слота наследуется
[03] R (Range) - значения слота должны находиться в пределах интервала значений, указанных в одноименном слоте родитель­ского фрейма

Установить соответствие между  типами демонов  и условиями их запуска:
-{00}[01] IF-NEEDED - если в момент обращения к слоту его значение не было установлено
-{00}[02] IF-ADDED - при попытке изменения значения слота
-{00}[03] IF-REMOVED - при попытке удаления значения слота

Фреймовая модель представления знаний основана на теории фреймов:
+{00} М. Минского

Семантическая сеть - это система знаний, имеющая определенный смысл в виде целостного образа сети, … которой соответствуют понятиям и объектам, а дуги - отношениям между объектами
+{00} узлы

Семантическая сеть - это система знаний, имеющая определенный смысл в виде целостного образа сети, узлы которой соответствуют понятиям и объектам, а … - отношениям между объектами
+{00} дуги

…  сеть - это система знаний, имеющая определенный смысл в виде целостного образа сети, узлы которой соответствуют понятиям и объектам, а дуги  отношениям между объектами
+{00} семантическая

Отличие сетевой структуры от иерархической заключается в том, что в сетевой структуре:
+{00} каждый элемент может быть связан с любым другим элементом

Семантическая сеть, отражающая знания об абстрактных объектах, называется …
+{00} интенсиональн*

Семантическая сеть, отражающая знания о конкретных объектах, называется …
+{00} экстенсиональн*

Термин «семантическая (смысловая) сеть» (или «концепция слов») возник в 1968-69 гг. в работах:
+{00} Р. Куиллиана

Следующее объяснение понятия предиката: «Под предикатом будем понимать некоторую связь, которая задана на наборе из констант или переменных» было дано:
+{00} Д.А. Поспеловым

В иерархической структуре понятий отношение типа (IS - A) называется отношением:
+{00} включения или совпадения

В иерархической структуре понятий отношение типа (PART - OF) называется отношением:
+{00} «целое – часть»

В отношениях включения или совпадения -  экземпляры понятий нижнего уровня содержат:
+{00} все атрибуты понятий верхнего уровня

Предложение «все поросята - подсвинки» можно представить графом,  содержащим:
+{00} две вершины, соответствующие понятиям, и одну дугу, указывающую отношение (IS - A) между ними

Предложение «все таксы - собаки» можно представить графом,  содержащим:
+{00} две вершины, соответствующие понятиям, и одну дугу, указывающую отношение (IS - A) между ними

Вершины семантической сети показывают:
+{00} объект проблемной области
+{00} концепт
+{00} ситуацию

Установить соответствие между  элементами семантических сетей и их определениями:
-{00}[01] понятия - представляют собой сведения об абстрактных или физических объектах предметной области (реального мира)
-{00}[02] события - представляют собой действия, происходящие в реальном мире
-{00}[03] свойства - используются для уточнения (описания особенностей, характеристик, продолжительности, времени, места)

Дуги графа семантической сети отображают многообразие семантических отношений, которые условно можно разделить на классы
+{00} лингвистические
+{00} логические
+{00} теоретико-множественные
+{00} квантифицированные

Установить соответствие между  падежами и лингвистическими отношениями, определяющими, с чем связано действие:
-{00}[01] агент - с предметом, являющимся инициатором действия
-{00}[02] объект  - с предметом, подвергающимся действию
-{00}[03] источник  - с предметом, подвергающимся действию

Установить соответствие между  падежами и лингвистическими отношениями, определяющими, с чем связано действие:
-{00}[01] источник  - с размещением предмета перед действием
-{00}[02] приемник  - с размещением предмета после действия
-{00}[03] время  -] с моментом выполнения действия

Установить соответствие между  падежами и лингвистическими отношениями, определяющими, с чем связано действие:
-{00}[01] место  - с местом проведения действия
-{00}[02] приемник  -  с размещением предмета после действия
-{00}[03] цель  - с действием другого события

В состав экспертной системы продукционного типа обычно входят:
+{00} база правил
+{00} база фактических дан­ных
+{00} интерпретатор правил

Система обработки знаний, в которой знания удобно представ­лять в моделях в виде совокупности правил типа «ЕСЛИ - ТО», называется … системой
+{00} продукционн*

Продукционной системой называется система обработки знаний, в которой знания удобно представ­лять в моделях в виде совокупности правил типа:
+{00} «ЕСЛИ - ТО»

В общем виде под продукцией понимается выражение следующего вида:
+{00}  (i); Q; P; AÞB; N

В выражении продукции вида  (i); Q; P; AÞB; N
+{00}  i - имя продукции

В выражении продукции вида  (i); Q; P; AÞB; N
+{00} Q – сфера применения продукции

В выражении продукции вида  {(i); Q; P; AÞB; N}  i - это … продукции
+{00} имя

В выражении продукции вида  {(i); Q; P; AÞB; N}  (AÞB) - это … продукции
+{00} ядро

Ядро продукции может выглядеть следующим образом:
+{00} ЕСЛИ А, ТО В
+{00} ЕСЛИ А, ТО В1, ИНАЧЕ B2

В выражении продукции вида  (i); Q; P; AÞB; N
+{00} Р - условие применимости ядра

Ядро продукции (i); Q; P; AÞB; N   активизируется, когда Р принимает значение
+{00} истинное

 

В выражении продукции вида  (i); Q; P; AÞB; N
+{00} N - постусловия продукции

Постусловия продукции вида  (i); Q; P; AÞB; N
+{00} актуализируются только в том случае, если ядро продукции реализовалось
+{00} описывают действия и процедуры, которые необходимо выполнить после реализации В

Установить соответствие между  элементами продукций и их обозначениями  в продукции
(i); Q; P; AÞB; N:
-{00}[01] имя продукции   -(i)
-{00}[02] ядро продукции  - AÞB
-{00}[03] постусловия продукции - N

Установить соответствие между  элементами продукций и их обозначениями  в продукции
(i); Q; P; AÞB; N:
-{00}[01] условие применимости ядра продукции - Р
-{00}[02] ядро продукции  - AÞB
-{00}[03] постусловия продукции - N

В выражении продукции вида  {(i); Q; P; AÞB; N}  ядро продукции активизируется, когда Р принимает значение …
+{00} истина

В выражении продукции вида  {(i); Q; P; AÞB; N}  ядро продукции не может быть использовано, когда Р принимает значение …
+{00} ложь

Установить соответствие между  названиями ядер продукций и соответствующими им правилами:
-{00}[01] детерминированное ядро - при актуализации ядра и при выполнимости А правая часть ядра выполняется обязательно
-{00}[02] недетерминированное ядро - при актуализации ядра и при выполнимости А правая часть ядра может выполняться и не выполняться
-{00}[03] альтернативное ядро - в правой части ядра указываются возможности выбора, которые оцениваются специальными весами выбора

Установить соответствие между  учеными и разделами представления знаний, с которыми связаны их имена:
-{00}[01] Р. Куиллиан - представление знаний семантическими сетями
-{00}[02] М. Минский -] представление знаний с помощью фреймов
-{00}[03] Э. Пост - метод продукций
-{00}[04] Л. Заде нечеткая логика

Секвенция Þ в детерминированных ядрах реализуется с необходимостью, а в недетерминированных - с …
+{00} возможность*

Секвенция Þ в детерминированных ядрах реализуется с …, а в недетерминированных - с возможностью
+{00} необходимость*

Интерпретация ядра в продукции {(i); Q; P; AÞB; N} может выглядеть так:
+{00} ЕСЛИ А, ТО ВОЗМОЖНО В
+{00} ЕСЛИ А, ТО С ВЕРОЯТНОСТЬЮ р РЕАЛИЗОВАТЬ В
+{00} ЕСЛИ А, ТО С БОЛЬШЕЙ ДОЛЕЙ УВЕРЕННОСТИ В.

Идея продукционного метода  и самого термина «продукция» принадлежит
+{00} Э. Посту

Любое продукцион­ное правило, содержащееся в БЗ, состоит из следующих частей
+{00} антецедент
+{00} консеквент

Условная часть продукцион­ного правила представляет собой посылку правила, состоит из элементарных предложе­ний, соединенных логическими связками И, ИЛИ, и называется …
+{00} антецедент*

Заключение продукцион­ного правила включает одно или несколько предложений, кото­рые выражают либо некоторый факт, либо указание на определен­ное действие, подлежащее исполнению, и называется …
+{00} консеквент*

В продукцион­ном правиле ЕСЛИ «нечто машет крыльями» И «нечто летает», ТО «нечто - птица» антецедентом является:
+{00} нечто машет крыльями
+{00} нечто летает

Расположить в порядке следования в продукцион­ном правиле:
-{00}[01] ЕСЛИ
-{00}[03] ТО
-{00}[02] антецедент
-{00}[04] консеквент

Расположить элементы в порядке их следования в выражении продукции (i); Q; P; AÞB; N:
-{00}[01] имя продукции
-{00}[03] условие применимости ядра продукции
-{00}[02] сфера применения продукции
-{00}[04] ядро продукции
-{00}[05] постусловия продукции

… программирование – это программирование, основанное на использовании механизма доказательства теорем в логике, который позволяет выяснить, является ли противоречивым некоторое множество логических формул
+{00} логическое

К языкам логического программирования относятся:
+{00} LISP
+{00} SNOBOL

К языкам логического программирования относятся:
+{00} РЕФАЛ
+{00} PROLOG

Первым языком логического программирования является:
+{00} LISP

Одним из первых языков логического программирования, разработанных в СССР,  является:
+{00} РЕФАЛ

Наиболее популярный сегодня язык логического программирования:
+{00} PROLOG

PROLOG относится к категории языков … программирования
+{00} логическо*

Основной принцип организации программы в логическом программировании следующий:
+{00} ПРОГРАММА = ЛОГИКА + УПРАВЛЕНИЕ

Логика в логическом программировании подразумевает:
+{00} систему основных понятий, касающихся того, что делает программа

Основной принцип организации программы в логическом программировании следующий:
программа = … + управление
+{00} логика

Основной принцип организации программы в логическом программировании следующий:
программа = логика + …
+{00} управление

Язык логического программирования  PROLOG базируется на:
+{00} логике предикатов

В программе на PROLOGе каждый факт представляет собой элементарную формулу (предикат) исчисления предикатов первого порядка и является дизъюнктом …
+{00} Хорн*

В программе на PROLOGе каждый факт представляет собой элементарную формулу (предикат) исчисления предикатов первого порядка и является
+{00} дизъюнктом Хорна

Установить соответствие между  терминами и соответствующими им определениями:
-{00}[01] программа на языке PROLOG - набор утверждений, составляющих базу фактов и базу правил
-{00}[02] утверждение языка PROLOG - линейная конструкция из термов, заканчивающаяся точкой
-{00}[03] терм языка PROLOG - либо константа, либо переменная, либо структура

Сколько предложений в языке PROLOG составляют область известности (лексический диапазон) переменных?
+{00} одно

Установить соответствие между  ключевыми понятиями программирования на PROLOGе и соответствующими им определениями:
-{00}[01] переупорядочивание - один из методов предотвращения за­цикливания
-{00}[02] выполнение запроса в языке PROLOG - процесс доказательства выводимости всех подцелей целевого утверждения методом резолюции с использованием линейной по входу стратегии
-{00}[03] механизм бэктрекинга - способ работы интерпретатора, при котором осуществляются переходы по предикатам целевого утверждения справа налево, новые согласования этих предикатов, но уже на новых утверждениях программы

Запрос в языке PROLOG считается выполненным после удовлетворения его последней подцели. Если какая-либо подцель не может быть удовлетворена, то в работу включается механизм …, который заставляет интерпретатор, передвигаясь по предикатам целевого утверждения справа налево, вновь согласовывать эти предикаты, но уже на новых утверждениях программы
+{00} бэктрекинг*

Установить соответствие между  названиями элементов структуры программы на Visual Prolog и соответствующими им определениями:
-{00}[01] DOMAINS   - определение типов данных
-{00}[02] PREDICATES  - определение предикатов
-{00}[03] CLAUSES - определение фактов и правил
-{00}[04] GOAL - определение целей

Определение типов данных в программе на языке PROLOG производится в разделе
+{00} DOMAINS 

Определение предикатов в программе на языке PROLOG производится в разделе
+{00} PREDICATES

Определение фактов и правил в программе на языке PROLOG производится в разделе
+{00} CLAUSES

Определение целей в программе на языке PROLOG производится в разделе
+{00} GOAL

DOMAINS  /*определение типов данных*/
PREDICATES /*определение предикатов*/
CLAUSES /*определение фактов и правил*/
GOAL /*определение целей*/.
Это структура программы в упрощенном виде на языке:
+{00} PROLOG

К объективизированным знаниям относятся
+{00} содержимое других баз знаний
+{00} книги, архивные документы

К субъективизированным знаниям относятся
+{00} экспертные знания, которые имеются у специалистов, но не зафиксированы во внешних по отношению к ним хранилищах
+{00} эмпирические знания, полученные путем наблюдения за окружающей средой

Выявление знаний из источ­ников и преобразование их в нужную форму, а также перенос в базу знаний экспертной системы называется … знаний
+{00} приобретение*

Инженер по знаниям называется
+{00} когнитолог

Установить соответствие между  примерами когнитивных структур и соответствующими им определениями:
-{00}[01] собака = < такса, пудель, лабрадор,...>  - представление понятий класса через его элементы
-{00}[02] собака = < нечто с хвостом, когтями, лает,...> -  представление понятий класса с помощью базового прототи­па, отражающего наиболее типичные свойства объектов класса
-{00}[03] собака = < хвост, шерсть, четыре лапы, уши,...> - представление с помощью признаков

Установить соответствие между  примерами когнитивных структур и соответствующими им определениями:
-{00}[01] рыба = < лещ, карп, хек, щука, налим, карась> - представление понятий класса через его элементы
-{00}[02] рыба = < хвост, чешуя, жабры, воздушный пузырь > - представление с помощью признаков
-{00}[03] рыба = < нечто с хвостом, жабрами, молчит, живет в воде> - представление понятий класса с помощью базового прототи­па, отражающего наиболее типичные свойства объектов класса

В когнитивной структуре {дисциплина = < математика, физика, химия,...>} понятия класса представлены:
+{00} через его элементы

В когнитивной структуре { ПК= < ЦП, ОЗУ. АЛУ, математический сопроцессор >} понятия класса представлены:
+{00} с помощью признаков

В когнитивной структуре { автомобиль = < двигатель, колеса, кузов, ... >} понятия класса представлены:
+{00} с помощью признаков

Расположить элементы в порядке следования в схеме приобретения знаний:
-{00}[01] Носитель информации
-{00}[03] Модель знания
-{00}[02] Посредник

Посредником, участвующим в процессе построения модели знания, может являться:
+{00} инженер по знаниям
+{00} когнитолог
+{00} специальная программа

Установить соответствие между  названиями фаз приобретения знаний и соответствующими им определениями:
-{00}[01] предварительная фаза - фаза собственно извлечения знаний из источника знаний на домашинных этапах разработки ЭС
-{00}[02] начальная фаза - фаза приобретения знаний, которая осу­ществляется на этапе реализации прототипа ЭС и обеспечивает наполнение ЭС знаниями об области экспертизы
-{00}[03] фаза наполнения - фаза, выполняемая в основном на этапах реализации и тестирования

Предварительная фаза приобретения знаний - это фаза:
+{00} собственно извлечения знаний из источника знаний на домашинных этапах разработки ЭС

Начальная фаза приобретения знаний - это фаза:
+{00} которая осу­ществляется на этапе реализации прототипа ЭС и обеспечивает наполнение ЭС знаниями об области экспертизы

При извлечении знаний разработчики  ЭС сталкиваются с трудностями следующего характера:
+{00} психологического
+{00} лингвистического
+{00} гносеологического

Трудности, с которыми сталкиваются разработчики  ЭС:
+{00} неудачный способ извлечения знаний, не совпадающий со структурой знаний в данной области
+{00} неумение наладить контакт с экспертом
+{00} терминологические проблемы
+{00} отсутствие целостной системы знаний и неадекватная модель (язык) представления знаний
+{00} неувязки организационного, финансового и др. характера

Психологический аспект трудностей, с которыми сталкиваются разработчики  ЭС, включает в себя три слоя психологических проблем, возникающих при извлечении знаний:
+{00} контактный слой
+{00} процедурный слой
+{00} когнитивный слой

Расположить элементы в порядке следования в схеме передачи знаний в ЭС:
-{00}[01] область экспертизы
-{00}[03] модель мира инженера по знаниям
-{00}[02] модель мира эксперта
-{00}[05] модель знаний в ЭС
-{00}[04] поле знаний

Установить соответствие между  названиями методов и соответствующими им категориями:
-{00}[01] наблюдения, лекции - пассивные методы
-{00}[02] круглый стол, мозговой штурм - активные групповые методы
-{00}[03] анкетирование, интервью - активные индивидуальные методы

Установить соответствие между  названиями методов и соответствующими им категориями:
-{00}[01] многомерное шкалирование, иерархическая кластеризация - косвенные коммуникативные методы
-{00}[02] круглый стол, мозговой штурм - активные групповые методы
-{00}[03] анкетирование, интервью - активные индивидуальные методы

Установить соответствие между  названиями методов и соответствующими им категориями:
-{00}[01] многомерное шкалирование, иерархическая кластеризация - косвенные коммуникативные методы
-{00}[02] инкрементальный анализ текста, броузинг текста - текстологические методы
-{00}[03] анкетирование, интервью - активные индивидуальные методы

Расположить элементы в порядке следования в схеме извлечения знаний из текста:
-{00}[01] модель мира автора текста
-{00}[05] модель, возникающая при чтении текста
-{00}[03] текст
-{00}[04] понимание
-{00}[02] вербализация

… система - это вычислительная система, в которую включены знания специалистов о некоторой конкретной проблемной области и которая в пределах этой области способна принимать экспертные решения
+{00} экспертная

Технология создания ЭС включает три фазы:
+{00} проектирование
+{00} реализация
+{00} внедрение

Установить соответствие между  названиями элементов ЭС и их функциями:
-{00}[01] механизм логических выводов - выполняет логические выводы на основании знаний, имеющихся в базе знаний
-{00}[02] пользовательский интерфейс - необходим для правильной передачи ответов пользователю
-{00}[03] модуль приобретения знаний - необходим для получения знаний от эксперта, поддержки базы знаний и дополнения ее при необходимости
-{00}[04] модуль ответов и объяснений - формирует заключение экспертной системы и представляет различные комментарии, прилагаемые к заключению, а также объясняет мотивы заключения

Элемент ЭС под названием механизм … выводов  выполняет логические выводы на основании знаний, имеющихся в базе знаний.
+{00} логически*

Элемент ЭС под названием пользовательский …  необходим для правильной передачи ответов пользователю, иначе пользоваться системой крайне неудобно. 
+{00} интерфейс

Элемент ЭС под названием модуль … знаний  необходим для получения знаний от эксперта, поддержки базы знаний и дополнения ее при необходимости.
+{00} приобретении*

Элемент ЭС под названием модуль … и объяснений  формирует заключение экспертной системы и представляет различные комментарии, прилагаемые к заключению, а также объясняет мотивы заключения.
+{00} ответ*

Основным отличием ЭС от любых других ИС является наличие в составе ЭС:
+{00} модуля приобретения знаний
+{00} модуля советов и объяснений

Основным отличием ЭС является то, что:
+{00} ЭС обычно имеют приклад­ной характер
+{00} ЭС предназначены для узкой области применения

Установить соответствие между  названиями специалистов и их описанием:
-{00}[01] пользователь - специалист предметной области, для которого предназначена экспертная си­стема
-{00}[02] инженер по знаниям - специалист в области искусственного интеллекта, высту­пающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний
-{00}[03] экс­перт - специалист, знания которого используются для заполнения экспертной си­стемы

Для эффективного использования ЭС желательно, чтобы у пользователя были следующие качества:
+{00} дружелюбие
+{00} интерес к новому
+{00} отсутствие психологического барьера к применению вычислительной тех­ники

Программа, управляющая перебором пра­вил в экспертных системах, называется … вывода.
+{00} машин*

Машина вывода (интерпретатор правил) в ЭС выполняет три функции:
+{00} просмотр существующих фактов из рабочей памяти (базы данных) и правил из базы знаний и добавление (по мере возможности) в рабочую память новых фак­тов
+{00} определение порядка просмотра правил
+{00} определение порядка применения правил

В интерпретаторе правил в ЭС могут быть реализованы следующие  стратегии вывода:
+{00} прямой вывод
+{00} обратный вывод
+{00} циклический вывод

Установить соответствие между  типом вывода в ЭС и его описанием:
-{00}[01] обратный порядок вывода - сначала выдвигается некоторая гипотеза, а затем механизм вывода как бы возвращается назад, переходя к фактам, пытаясь найти те, которые подтверждают гипотезу
-{00}[02] прямой порядок вывода - по известным фактам отыскивается заключение, которое из этих фактов следует
-{00}[03] циклический порядок вывода - комбинация двух других методов

При … порядке вывода в интерпретаторе правил в ЭС по известным фактам отыскивается заключение, которое из этих фактов следует
+{00} прямом

При … порядке вывода в интерпретаторе правил в ЭС сначала выдвигается некоторая гипотеза, а затем механизм вывода как бы возвращается назад, переходя к фактам, пытаясь найти те, которые подтверждают гипотезу
+{00} обратном